государственный республиканский
академический немецкий
драматический театр

 
Сенат Парламента Казахстана утвердил проект Закона «О кинематографии», передает корреспондент МИА «Казинформ».
 
«При разработке законопроекта в основу был взят положительный опыт Франции, Германии, Китая, России, Великобритании, США, Канады, Кореи и других ведущих стран-кинопроизводителей. Для всех прогрессивных стран киноиндустрия - это высокодоходный бизнес, создающий колоссальный мультипликативный эффект с охватом всех смежных с кинематографом сфер экономики. Учитывая лучший опыт зарубежных стран, мы сформировали собственное концептуальное видение развития кинематографии», - сообщил на заседании Сената Парламента министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.
 
Законопроект создает правовую основу для функционирования государственного центра поддержки национального кино (учредитель и акционер - Правительство РК). Этот центр будет единым оператором по предоставлению государственной финансовой поддержки для кинопроектов. Закон о кино впервые разработан в Казахстане
 
«Во избежание субъективных оценок кинопроекты будут проходить фильтрацию через отбор экспертного совета и рассмотрение на межведомственной комиссии при Правительстве РК. «Казахфильм» будет функционировать в качестве кинофабрики, как это принято во всем мире», - отметил министр.
 
Законопроектом также предлагается введение новой модели госфинансирования национального кино. Поддержка будет предоставляется для организации производства, проката и показа национальных фильмов и связанных с этим мероприятий, а также продвижения национальных фильмов за рубежом.
 
«Так предлагается, что в полном объеме будут финансироваться только фильмы, имеющие высокую социальную значимость. В первую очередь, это исторические картины, патриотическое кино, фильмы-события, документальные, анимационные и дебютные картины. Все остальные фильмы, так называемые коммерческие проекты будут финансироваться частично, на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов», - пояснил Арыстанбек Мухамедиулы.
 
Кроме того, будет создана единая автоматизированная информационная система мониторинга фильмов. «На сегодняшний день роль государства в процессе мониторинга кинорынка ограничен одной функцией - выдача прокатного удостоверения на фильм и присвоение ему возрастного индекса. Нет единой базы по количеству ввозимых на территорию страны фильмов в периодичности и приоритетности их показа. Кроме того, нет единого источника информации по количеству ежедневных сеансов, проданных билетов, градации числа зрителей, что в целом, затрудняет видеть объективные результаты кинопроизводственной и кинопрокатной деятельности», - проинформировал глава МКС. Закон о кино впервые разработан в Казахстане
 
Согласно документу прокат и показ фильма на территории Казахстана осуществляются только при его регистрации в госреестре фильмов и в соответствии с выданным прокатным удостоверением. Вместе с тем, на все отечественные и зарубежные фильмы будет осуществляться возрастная классификация с присвоением возрастных категорий.
 
Фильмы не на казахском языке, показывающие в кинотеатрах, должны быть дублированы либо субтитрированы, либо обеспечены закадровым переводом на казахский язык, за исключением фильмов ограниченного проката.


inform.kz https://www.inform.kz/ru/zakon-o-kino-vpervye-prinyat-v-kazahstane_a3474418?fbclid=IwAR3cEDviY9MKbq1HFIXbG_a75WtKiNKLNuSmBtEhb3uoiwxEcHfQ3GREvRQ

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева начала работу выставка «Паула Модерзон-Беккер и художники Ворпсведе», представляющая одну из наиболее значительных глав истории немецкого искусства.

Помимо директора музея Гульмиры Шалабаевой на церемонии открытия  выставки с речами, освещающими ее концепцию, выступили атташе по вопросам культуры, прессы и экономики Генерального консульства Германии Рабан Рихтер, директор казахстанского Гете-института Барбара фон Мюнхаузен и специально приехавшая в Алматы по случаю такого события директор германского Института развития связей с зарубежными странами Урсула Зайлер-Альбринг (в прошлом министр иностранных дел Германии (1991–1994), посол Германии в Австрии, Болгарии и Венгрии).  

У микрофона Урсула Зайлер-Альбринг. Слева Рабан Рихтер и Барбара фон Мюнххаузен.jpg

У микрофона Урсула Зайлер-Альбринг. Слева Рабан Рихтер и Барбара фон Мюнххаузен

Эльфийская сага

Экспозиция, состоящая из более чем 60 рисунков и гравюр жителей коммуны Ворпсведе, а также документальные фотографии поведали посетителям выставки потрясающую историю об обретенном и потерянном рае легендарных художников. Трагические судьбы Паулы Модерзон-Беккер и Генриха Фогелера являятся не только яркими страницами в летописи немецкого искусства XIX–ХХ веков, но и символом стремления всего человечества к созданию идеального общества.

В 1889 году в деревушке Ворпсведе на Чертовом болоте, что в Нижней Саксонии, в 18 км от Бремена, поселились молодые творческие личности и образовали сообщество художников. Ворпсведе стал родиной для многих немецких импрессионистов и экспрессионистов, которые посвятили свое творчество первозданной природе этого отдаленного края, его людям и их патриархальному образу жизни.

Паула Модерзон-Беккер «Портрет Райнера Мария Рильке» 1906 г.jpg
Паула Модерзон-Беккер «Портрет Райнера Мария Рильке» 1906 г.jpg

Интересно, что самый молодой  из художников, Генрих Фогелер, увлеченный поисками путей воплощения идеалов справедливого общества и так называемого города-сада, в 1906 году совершил путешествие на Цейлон, а в 1909-м побывал в Англии.

Творческие люди не только наслаждались идиллическим образом жизни в своем зачарованном эльфийском мире, но и вдохновенно трудились над созданием живописных и графических работ, разрабатывая известные и создавая собственные концептуальные направления. Их девизом было: «Долой академии, учителей и профессоров! Наш учитель – природа. В согласии с этим нам и надлежит действовать!»

В середине 1890-х после ряда выставок в крупнейших художественных центрах Германии к обществу художников Ворпсведе пришел первый успех.

В нее все влюблялись

На стыке веков в идиллическую деревню стали приезжать другие художники, а также писатели. Среди последователей и учеников мастеров живописи была Паула Беккер (08.02.1876 – 20.11.1907), чье желание освоить профессию художника стало вызовом для общества того времени. Ей суждено было стать предвестницей немецкого экспрессионизма. Свои портреты, натюрморты и ландшафты Беккер рассматривала как альтернативу  французскому модерну.

Паула Модерзон-Бекер Девочка с кошкой в берёзовом лесу.jpg
Паула Модерзон-Бекер Девочка с кошкой в берёзовом лесу.jpg

Паула Беккер родилась в Дрездене в семье железнодорожного инженера. В Бремене она впервые занялась рисованием. Но поскольку женщинам в государственную академию искусств поступить было невозможно, Паула с 1896 года посещала частную школу живописи и графики в Берлине.

Она занималась у Фрица Макензена, который основал коммуну в Ворпсведе вместе с Отто Модерзоном, Фрицем Овербеком и Генрихом Фогелером. «В нее все влюблялись», – так вспоминал о ней Райнер Мария Рильке.

Занимаясь поисками некой романтической идиллии, художники направляли свои усилия на создание новой ландшафтной живописи. Излюбленной темой было меланхолично-суровое очарование болотистых и луговых ландшафтов на севере Германии.

Вскоре Пауле Беккер захотелось выйти за рамки ландшафтной живописи. Будучи в Париже, художница испытала влияние работ Поля Сезанна и Поля Гогена, что вдохновило ее на создание новых форм. Темами работ Беккер преимущественно стали натюрморты и изображения людей, при этом она отказалась от точного воспроизведения деталей предметов и фигур. Краски художница наносила на холст широкими штрихами и применяла простой язык форм. Свои работы Беккер рассматривала как символы вечности природы, которую она противопоставляла бренности человеческого существования.

Также ее тяготила зависимость от своего учителя Отто Модерзона, с которым она вступила в брак в 1901 году. С ее полотен постепенно исчезают землистые цветовые гаммы, цветовая палитра становится светлее (например, «Сидящая девушка, позирующая с цветком», 1907 год), контрасты становятся более четкими.

Передача цвета в ее портретах (как и в натюрмортах) стала более экспрессивной  и более выразительной. Примером тому может послужить всемирно известный портрет Рильке. Также Паула Модерзон-Беккер черпала вдохновение из  художественного языка древнеримского и древнеготского  искусства.

Все-таки в 1907 году Отто Модерзон увез свою беременную жену из Парижа обратно в Ворпсведе. Через несколько дней после рождения ребенка она умерла там в возрасте 31 года от закупорки кровеносных сосудов.

Предвестница немецкого экспрессионизма получила международное признание лишь  после смерти. При жизни у нее было куплено всего лишь три из более чем 400 созданных ею картин. 

Судьба Прометея

Уроженец Бремена Иоганн Генрих Фогелер (12.12.1872 – 14.06.1942) был самым молодым среди художников Ворпсведе.  

Генрих Фогелер. Дом с названием «Баркенхофф», ставший центром движения художников Ворпсведе.jpg
Генрих Фогелер. Дом с названием «Баркенхофф», ставший центром движения художников Ворпсведе.jpg

В 1895 году Генрих Фогелер приобрел дом с названием «Баркенхофф». Перестроенный им в стиле модерн, дом стал центром ворпсведского движения художников. Простая сельская жизнь и пейзажи северной Германии вдохновляли писателей: его друга Райнера Мария Рильке (чьей супругой впоследствии стала обитательница Ворпсведе скульптор Клара Вестхофф) и Манфреда Хаусмана.

После Первой мировой войны, с которой Фогелер соприкоснулся будучи военным художником на Восточном фронте, он вернулся назад в Ворпсведе, переполненный идеалами революционных проповедников мира и социальных реформаторов Льва Толстого, Михаила Бакунина и Петра Кропоткина: «Война – чудовищный грех, кровавая вина всех нас. Искупить ее можно лишь посредством социализма».

Он пишет знаменитое письмо кайзеру Вильгельму, протестуя против Брестского мира, считая его грабительским. За что власти определяют его в сумасшедший дом.

Ноябрьская революция 1918 года в Германии привела Фогелера в Совет рабочих и солдат – он вступает в компартию. Революция скоро потерпела крах, а Фогелер основал в Баркенгоффе рабочую коммуну. Но она просуществовала недолго. В 1923 году хозяин подарил свое имение детям политзаключенных, а позже уехал в СССР.  

Приход к власти в 1930-х годах национал-социалистов разделил германское общество, в том числе и обитателей коммуны Ворпсведе. Гитлеру понравилось стремление ворпсведцев к возрождению национальных традиций. Он лично побывал у них и организовал им регулярную финансовую поддержку. Некоторые художники стали членами партии и поддержали новый режим, тем самым испортив репутацию колонии в послевоенное время. Например, Фриц Макензен, не разделявший высокие идеалы Генриха Фогелера, открыто симпатизировал правым.

«Советско-германский пакт Молотова – Риббентропа или, как его называют в западной печати, Сталина – Гитлера, с последующим разделом Польши Советским Союзом и Германией приводит в замешательство немецких антифашистов. Антинацистская пропаганда в СССР была свернута и запрещена. Фогелер оказался между двух огней. В Германии его имя как врага рейха было внесено в списки СС, – сообщает Грета Ионкис в своем труде «Генрих Фогелер: зигзаги судьбы». – А в 1941 году НКВД репрессирует и депортирует Генриха Фогеля в карагандинские степи, где один из выдающихся художников современности, чьи работы украшали многие музеи и художественные салоны Европы, бродил в поисках пропитания по забытой богом деревушке, известной как колхоз имени 1 Мая, Фогелер тяжко занемог. Вещи, которые можно было выменять на хлеб, кончились. Вначале он брал в долг у хозяев, соседей, затем стал просить милостыню. Денежный перевод из Москвы от друзей пришел лишь в начале мая. Он смог раздать долги: последнее утешение для честного немца перед смертью».

Генрих Фогелер, который, по словам Р. М. Рильке «помогал каждой розе доползти по стене до того места, где ей хорошо улыбаться и жить», оказался не в состоянии помочь себе. Он умер в селе Корнеевка ныне Бухар-Жырауского района Карагандинской области. Оставшийся «мешок с картинами» был переправлен Ворошиловским РО НКВД его сыну Яну в Москву. По описи было 36 рисунков. Ян Фогелер – боевой разведчик и будущий профессор МГУ, сохранил и письма своего отца, которые неоднократно публиковались.

Славному сыну Ворпсведе, немецкого народа и всего человечества Генриху Фогелеру, являющемуся бессмертным символом величайшей веры в гуманизм и верности идеалам справедливого общества, благодарные потомки в  1999 году установили памятник перед зданием областного немецкого центра «Wiedergeburt» в Караганде. Авторами монумента являются художники Марат Джунусов и Анатолий Билык.

13_960.jpg

28 августа 2015 года в селе Корнеевка на могиле Фогелера при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в Астане состоялось открытие памятной плиты.

«Его искусство – прежде всего восторженное, блаженное предсказание этой действительности, и все сказки из его толстого старого альбома начинаются словами: «Однажды будет...». Рисунки и гравюры, вполголоса и шепотом, возвещают грядущее. И позднее, в картинах, благодарная зрелость празднует свершения своей жизни. Вот истинное содержание его искусства. А еще художника занимают воспоминания прошлых дней или грезы, таинственные в его пересказе, словно сказки. Этому сопутствуют неустанные поиски новых форм, позволяющие все точнее и точнее до малейших нюансов выразить переживания», – с любовью раскрывает творчество Генриха Фогелера друг художника поэт Райнер Мария Рильке.

https://express-k.kz/news/kultura/poteryannyy_ray-72130

 

От всей души поздравляем народного артиста
Юрия Борисовича ПОМЕРАНЦЕВА 
с наградой Российской Федерации - Орденом Дружбы! 
Здоровья! Новых интересных ролей! Творческих свершений!

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина гражданин Республики Казахстан, актёр Государственного Академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Юрий Борисович ПОМЕРАНЦЕВ награждён "Орденом Дружбы"! Документ опубликован на официальном сайте Кремля.

Орден кавалеру вручён Генеральным консулом Российской Федерации в Казахстане Евгением Бобровым на торжественном вечере, посвященном 85-летию ГАРТД им. М. Лермонтова.

 

"Пространство – мера всех вещей, время – мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история. И это не просто красивый афоризм.

В самом деле, если задуматься об истории немецкого, итальянского или индийского народов, то вполне справедливо возникает вопрос о соотношении территории и великих достижений этих народов в ходе тысячелетней истории. Конечно, Древний Рим и современная Италия – это не одно и то же, но итальянцы заслуженно гордятся своими корнями. Древние готы и современные немцы также не являются одним и тем же народом, но все они – часть огромного исторического наследия Германии. Древняя Индия с ее богатой полиэтничной культурой и современный индийский народ заслуженно рассматриваются как одна уникальная цивилизация, продолжающая свое развитие в непрерывном потоке истории.

И это правильный подход, позволяющий понять свои истоки, да и всю национальную историю во всей глубине и сложности.

История Казахстана также должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам. И для этого есть убедительные аргументы.

Во-первых, большинство протогосударственных объединений, о вкладе которых пойдет ниже речь, образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации.

Во-вторых, те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг.

В-третьих, исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории.

Наконец, названия некоторых казахских племен и родов на многие сотни лет старше этнонима "қазақ", что, бесспорно, свидетельствует о совершенно ином горизонте национальной истории, нежели предполагалось ранее. Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации.

К тому же принципиально важно отметить, что речь идет об истории Казахстана, которая является общей для многих этносов, проживающих на нашей территории длительное время. Это наша общая история, вклад в которую внесли многие выдающиеся деятели разной этнической принадлежности.

Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю. Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события. Черное – неразлучный спутник белого. Вместе они образуют неповторимую цветовую гамму жизни как отдельного человека, так и целых народов. В нашей истории было немало драматических моментов и трагедий, смертоносных войн и конфликтов, социально опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них. Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности.

Вопрос не в том, чтобы показать свое величие за счет принижения роли других народов. Главное, спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты.

Итак, семь граней Великой степи.

* * *

I. Пространство и время национальной истории.

Наша земля, без преувеличения, стала местом, откуда происходят многие предметы материальной культуры. Многое из того, без чего просто не мыслима жизнь современного общества – было в свое время изобретено в наших краях. В своем развитии насельники степей открыли миру множество технических новшеств, стали родоначальниками изобретений, которые до сих пор используются во всех частях света. Летописи хранят немало известных фактов, когда предки казахов не раз кардинально меняли ход политической и экономической истории на обширных пространствах Евразии.

1. Всадническая культура

Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру.

Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения "Ботай" на севере страны.

Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле.

Вместе с тем одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей, стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами.

Изображение конного знаменосца – наиболее узнаваемая эмблема героической эпохи и особый "культурный код" кочевого мира, формирование которого связано с зарождением всадничества.

Мощность автомобильных двигателей до сих пор измеряют в лошадиных силах. И эта давняя традиция – символическая дань той величайшей эпохе, когда на планете господствовал всадник.

Мы не должны забывать о том, что вплоть до XIX века человечество пользовалось плодами этой великой технологической революции, пришедшей в мир с древней казахской земли.

В древнюю эпоху Степной цивилизации уходят истоки базовых компонентов современной одежды. Всадническая культура породила и оптимальное облачение для всадника-воина. Стремясь к удобству и практичности во время верховой езды, наши предки впервые разделили одеяние на верхнюю и нижнюю части. Так они изобрели первые прообразы штанов.

Это дало всадникам свободу действий при верховой езде и ведении боя верхом. Степняки шили штаны из кожи, войлока, пеньки, шерсти и льна. За прошедшие тысячи лет этот вид одежды принципиально не изменился. Древние штаны, найденные при раскопках, имеют такую же форму, как и современные.

Также известно, что сегодня все разновидности сапог являются "преемниками" мягкой обуви с голенищем и каблуком, которые кочевники использовали для верховой езды.

Стремясь улучшить управление лошадью во время езды, степняки изобрели высокое седло и стремена. Новшества позволили всаднику уверенно сидеть на коне и даже при быстром движении эффективнее использовать свое оружие – лук, копье, саблю.

Наши предки довели до совершенства стрельбу из лука на скаку – это изменило и конструкцию оружия: он стал композитным-сложносоставным и более удобным и убойным, а стрелы получили оперение и металлический наконечник, пробивающий доспехи.

Другим технологическим новшеством, привнесенным тюркскими племенами, обитавшими на территории Казахстана, стало изобретение сабли, отличительной чертой которой стал прямой или изогнутый клинок с отклоненной в сторону лезвия рукоятью. Данное оружие стало наиболее важным и распространенным в арсенале наступательного вооружения.

Наши предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников. Ее эволюция в период с I тыс. до н. э. – до I в. н. э. повлияла на создание особого рода войск – тяжелой кавалерии, обеспечившей на долгое время небывалое военное превосходство степнякам вплоть до изобретения и массового применения огнестрельного оружия.

2. Древняя металлургия Великой степи

Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.

Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далекой древности.

3. Звериный стиль

Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Этот ключевой принцип бытия сформировал мировоззрение и ценности народов Великой степи. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию.

Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является "искусство звериного стиля". Использование образов животных в быту было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков.

Они предпочитали изображения хищников, в основном семейства кошачьих. Наверное, совсем не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны.

При этом звериный стиль отражает и высочайшие производственные навыки наших предков – хорошо известны художественная резьба, техника работы с металлами: плавки и литья меди и бронзы, методы сложного изготовления листового золота.

В целом феномен "звериного стиля" является одной из высочайших вершин в мировом искусстве.

4. Золотой человек

Сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по-новому взглянуть на наши истоки, стал найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке "Золотой человек", именуемый в кругах ученых-искусствоведов "казахстанским Тутанхамоном".

Воин поведал нам о многом. Наши предки создавали художественные творения высочайшего уровня, до сих пор поражающие воображение. Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации.

Так степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества. Роскошное убранство погребения познакомило и с интеллектуальными традициями предков. На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.

5. Колыбель тюркского мира

Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине I тысячелетия н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.

История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй. На протяжении многих веков они последовательно сменяли друг друга, оставив свой значительный след в экономическом, политическом и культурном ландшафте средневекового Казахстана.

Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи.

6. Великий шелковый путь

Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных "коридоров" между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии.

Он стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами.

Ключевыми посредниками важнейшей торговой магистрали древности и средневековья, обеспечивающими безупречную организацию и безопасность транспортных артерий, стали насельники Великой степи. Степной пояс соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации.

С момента своего возникновения карта Великого шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй. Именно во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.

7. Казахстан – родина яблок и тюльпанов

Научно доказано, что предгорья Алатау являются "исторической родиной" яблок и тюльпанов. Именно отсюда эти скромные, но значимые для всего мира растения постепенно расселились по всему миру. И сейчас Казахстан является хранителем прародительницы всех яблонь Земли – яблони Сиверса. Именно она подарила миру один из наиболее распространенных фруктов современности. Яблоки, которые мы знаем, это генетические разновидности плодов нашего вида яблони. По древним маршрутам Шелкового пути от предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана оно попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И как символ этой долгой истории популярного плода, один из красивейших городов на юге нашей страны носит название "Алматы".

Собственно, здесь у нас, в Чу-Илийских горах, до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Эти прекрасные растения появились на нашей земле в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня. Из казахской земли эти скромные, но необычные цветы постепенно расселились по всему свету, покорив своей красотой сердца многих народов.

Сегодня в мире существует более 3 тысяч сортов культурных тюльпанов и большая их часть – "потомки" наших местных цветов. В Казахстане насчитывается 35 видов тюльпанов.

* * *

II. Модернизация исторического сознания

Все эти вопросы требуют серьезного осмысления. Они касаются фундаментальных основ нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа.

Полагаю, что нам можно будет начать эту работу с нескольких крупных проектов.

1. Архив-2025

За годы Независимости проведена большая работа по изучению прошлого нашего народа – успешно реализована программа "Мәдени мұра", которая позволила восстановить забытые фрагменты исторической хроники. Однако многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру.

Поэтому я считаю, что нам необходимо создать семилетнюю программу "Архив-2025", в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью.

В рамках его реализации нужно сфокусировать поисково-исследовательскую работу специальных групп историков, архивистов, культурологов на системном и долгосрочном взаимодействии с отечественными и крупнейшими зарубежными архивами.

Эта важная во всех отношениях деятельность не должна превратиться в "академический туризм" за государственный счет. Необходимо не только кропотливо собирать архивные данные, но и активно конвертировать их в цифровой формат, делая доступными для всех заинтересованных экспертов и широкой общественности.

Воспитание чувства гордости за свою историю, воспитание патриотизма должны начинаться со школьной скамьи. Поэтому важно создать историко-археологическое движение при школах и краеведческих музеях во всех регионах страны. Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев.

2. Великие имена Великой степи

Известно, что исторический процесс в массовом сознании носит преимущественно персонифицированный характер. Многие народы заслуженно гордятся именами великих предков, ставших своеобразными послами своих стран.

Например, такие всемирно известные личности давно ушедших эпох, как Тутанхамон, Конфуций, Александр Македонский, Шекспир, Гете, Пушкин и Джордж Вашингтон, являются сегодня бесценным символическим капиталом для "своих государств", способствуя их эффективному продвижению на международной арене.

Великая степь также породила целую плеяду выдающихся деятелей. Среди них такие масштабные фигуры, как аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай и многие другие.

Поэтому нам следует, во-первых, создать учебно-образовательный Парк-энциклопедию "Великие имена Великой степи", в котором под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений.

Во-вторых, путем организации целевого государственного заказа необходимо инициировать формирование актуальной галереи образов великих мыслителей, поэтов и правителей прошлого в современной литературе, музыке, театре и изобразительном искусстве.

Помимо классических форматов здесь также важно задействовать и креативный потенциал альтернативного молодежного искусства. К этой работе можно привлекать не только отечественных, но и зарубежных мастеров и творческие коллективы.

В-третьих, необходимо систематизировать и активизировать деятельность по созданию и распространению научно-популярной серии "Выдающиеся личности Великой степи" – "Ұлы Дала тұлғалары", охватив широкий исторический горизонт.

В этом направлении можно создать международные многопрофильные коллективы, в которых наряду с казахстанскими учеными будут задействованы и иностранные специалисты. В результате о жизни и деятельности наших героев будут знать как в нашей стране, так и за рубежом.

3. Генезис тюркского мира

Казахстан, прародина тюрков – священный "Қара шаңырақ". Отсюда из наших степей уходили в разные концы света тюркские племена и народы, внесшие значительный вклад в исторические процессы в других странах и регионах.

Нам необходимо запустить проект "Тюркская цивилизация: от истоков к современности", в рамках которого можно организовать Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов, где в экспозициях музеев различных стран будут представлены древнетюркские артефакты. Также важно создать единую онлайн-библиотеку общетюркских произведений по примеру Википедии, в качестве модератора которой может выступить Казахстан.

Кроме того, в рамках продвижения Туркестана в качестве нового областного центра необходимо системное усиление его позиционирования на международной арене.

Древняя столица Казахстана является не только духовным центром нашего народа, но и сакральным местом для всего тюркского мира.

4. Музей древнего искусства и технологий Великой степи

У нас есть все возможности создать Музей древнего искусства и технологий Великой степи "Ұлы дала". В нем можно собрать образцы высокого искусства и технологий, в том числе изделия, выполненные в зверином стиле, убранство "Золотого человека", предметы, отражающие процесс приручения лошади, развития металлургии, изготовления вооружения, снаряжения и другие артефакты. Развернуть в нем экспозиции ценных археологических находок и археологических комплексов, найденных на территории Казахстана, которые отражают процесс развития различных отраслей хозяйства на территории нашей страны в те или иные исторические эпохи.

А также создать Общенациональный клуб исторических реконструкций "Великие цивилизации Великой степи" и проводить на его основе фестивали в Астане и регионах Казахстана по тематикам: древние саки; гунны, эпоха великих тюркских каганов и др. Работа по данным тематикам может осуществляться одновременно, собирая любителей по интересам.

Интересен будет туристический проект по частичному восстановлению древнего города Отырар с воссозданием объектов городской среды – домов, улиц, общественных мест, водопровода, городской стены и так далее.

При этом необходимо сделать упор на популяризацию знаний и развитие туризма на этой основе.

5. Тысяча лет степного фольклора и музыки

В рамках этого проекта нам необходимо создать "Антологию степного фольклора". В ней будут собраны лучшие образцы устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – сказки, легенды, былины, предания, эпосы.

Кроме того, нужно выпустить сборник "Древние мотивы Великой степи" – коллекцию значимых произведений, созданных для традиционных казахских музыкальных инструментов: кобыза, домбры, сыбызгы, сазсырнай и других.

Фольклор и мелодии Великой степи должны обрести "новое дыхание" в современном цифровом формате. Для работы над этими проектами важно привлечь отечественных и иностранных профессионалов, способных не только систематизировать, но и актуализировать богатое наследие Степи.

Основные сюжеты, персонажи и мотивы нашей культуры не имеют границ и должны системно исследоваться и продвигаться на всем пространстве Центральной Евразии и в мире целом.

Модернизация устных и музыкальных традиций должна обрести форматы близкие и понятные современной аудитории.

В частности, древние слова и тексты могут сопровождаться иллюстрациями или воплощаться в форме ярких видеоматериалов. В свою очередь звуки и мелодии могут рождаться не только посредством аутентичных инструментов, но и их современных электронных версий.

Кроме того, нужно организовать серии научно-поисковых экспедиций в различные регионы Казахстана и другие страны для поиска общих исторических основ фольклорной традиции.

6. История в кино и на телевидении

В современном мире огромное место в историческом самопознании народов занимает киноискусство. В массовом восприятии яркие кинообразы порой играют более значимую роль, чем документальные портреты в фундаментальных научных монографиях.

Поэтому в ближайшее время необходимо запустить в производство специальный цикл документально-постановочных фильмов, телевизионных сериалов и полнометражных художественных картин, демонстрирующих непрерывность цивилизационной истории Казахстана.

Работа над данными проектами должна осуществляться в рамках широкого международного сотрудничества с привлечением лучших отечественных и зарубежных сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и других специалистов современной киноиндустрии.

Кроме того, нужно максимально расширить жанровую составляющую новых исторических теле-кинопроизведений, включив помимо приключенческих и мелодраматических мотивов популярные сегодня у зрителей элементы фэнтези и остросюжетных блокбастеров.

С этой целью можно задействовать богатый мифологический и фольклорный материал Великой степи.

Особое внимание также следует уделить подрастающему поколению, которое остро нуждается в качественных детских фильмах и мультипликационных сериалах, способных сформировать культ национальных супергероев.

Наши прославленные батыры, мыслители и правители достойны стать примером для подражания не только в Казахстане, но и во всем мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полтора года назад мной была опубликована статья "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", которая нашла широкий отклик в обществе.

Рассматриваю указанные выше проекты как продолжение программы "Рухани жаңғыру".

Новые компоненты общенациональной программы "Рухани жаңғыру" позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.

Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны".

 

21-22 ноября 2018 г. впервые  в Алматы состоится Международный форум «Диалог культур народов Центральной Азии», который проводится в рамках прошедшего по инициативе Президента РК Н.А. Назарбаева I Саммита  глав Центральной-азиатских стран в марте 2018 года. Форум организован Министерством культуры и спорта Республики Казахстан, Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы и РГКП «Центром сближения культур».

Форум состоит из двух частей: научно-деловой и развлекательно-образовательной. В рамках  первой – дискуссии, лекции, круглые столы по тематике: истории культуры и  искусства  Центральной Азии, современных процессов в культуре, будущего национальных культур, роли молодых ученых и в целом молодежи в процессе сближения культур. Первый день пройдёт на десяти различных площадках – ВУЗ-ах, колледжах, музеях, библиотеках, а наши эксперты и гости форума примут активное участие в этих дискуссиях и проведут мастер-классы.

Во второй части Форума, которая пройдёт в отеле «The Ritz-Carlton», будет развернута выставка народного прикладного искусства  этносов составляющих народ многонационального Казахстана, музейные выставки и инсталляции, встречи с деятелями культуры, видными представителями разных народов Центральной Азии, наших соседей, состоятся авторские встречи с деятелями культуры стран-соседей.

Одновременно с данным мероприятиями в конференц-зале  отеля «The Ritz-Carlton», пройдет первый международный форум, с участием видных ученых-культурологов, писателей, историков, политологов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекстана, Таджикистана, Туркменистана и России. В дискуссиях примут участие профессора ведущих вузов стран Центральной Азии, ведущие отечественные специалисты, общественные деятели. Модератор форума – известный культуролог, общественный деятель Мурат Мухтарович Ауэзов. В повестке дискуссии по таким актуальным темам: цивилизация Центральной Азии: общность традиций и множественность проявлений; развитие культурного разнообразия; мультикультурный диалог и многие другие. Среди спикеров Форума такие известные учёные: Раев Султан (Кыргызстан); Ермахмад Ниези (Таджикистан); Бабаджанова М.М.;  Сулейманов Р.Х. (Узбекистан); Таиров А.Д. (Россия) и многие другие исследователи и общественные деятели из всех стран Центральной Азии.

Завершится Форум «Диалог культур народов Центральной Азии», большим вечерним Гала-концертом этнической музыки с участием профессиональных исполнителей и известных мастеров искусств на сцене зала гостиницы «The Ritz-Carlton».

Государственные стипендии Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы в области культуры в 2018 году присуждены актёрам ГАРТД им. М. Лермонтова народному артисту РК Юрию ПОМЕРАНЦЕВУ и артисту Роману ЖУКОВУ!

От всей души поздравляем коллег с наградой!

Здоровья! Новых ролей! Творческих успехов!

 

100-летие со дня рождения Народной артистки Казахстана, лауреата Государственной премии, деятеля кино и театра Амины Омирзаковой будет отмечаться на уровне ЮНЕСКО, передает корреспондент МИА «Казинформ».
 
 
«При поддержке Министерства культуры и спорта РК впервые в истории страны на уровне ЮНЕСКО пройдут мероприятия, посвященные памяти артистки театра и кино. Амина Еркожакызы с 1949 года и до конца жизни (26 сентября 2006 года), более полувека, работала в Казахском государственном академическом театре для детей и юношества имени Г.Мусрепова. Благодаря множеству исполненных ролей в кинофильмах и театральных постановках, она стала народной любимицей. 8 марта 2019 года исполнится 100 лет со дня рождения Амины Омирзаковой, чье имя навсегда останется в памяти народа», - говорится в сообщении министерства.
 
Напомним, Амина Омирзакова родилась 8 марте 1919 года в Абайском районе Восточно-Казахстанской области (бывшая Семипалатинская). В 1938 году окончила Театральный институт в Ленинграде, трудовой путь в искусстве начала в Шымкентском областном драматическом театре. Амина Омирзакова трудилась на сцене казахского театра 68 лет. За это время она сыграла около 150 ролей. Она также много трудилась в кинематографе. Казахской общественности хорошо известны около 20 фильмов с ее участием. В разное время популярная артистка театра и кино Амина Еркожакызы была удостоена звания «Заслуженный артист Казахской ССР», «Народный артист Казахской ССР», награждена Почетной грамотой Верховного совета Казахской ССР, медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

Аян Бекенулы

https://www.inform.kz/ru/100-letie-so-dnya-rozhdeniya-aminy-omirzakovoy-otmetyat-na-urovne-yunesko_a3447791

 

Казахстан, будучи политико-экономическим центром Центральной Азии, в последнее время стал также площадкой для театральных фестивалей. На этот раз международный театральный форум принимает город Талдыкорган.

 

Ассоциация театров Казахстана, созданная всего два года назад, уже сформировалась, как крупная и самая активная театральная организация, которая в течении этого недолгого времени накопила огромный опыт в организации международных театральных фестивалей. Президент Ассоциации театров Казахстана, живая легенда казахского театра и кино Асанали Ашимов, в свои 81 все такой же активный и энергичный, как десятки лет назад.

 

Вице-президент Ассоциации - режиссер и директор Казахского национального театра Асхат Маемиров, наделен особыми менеджерскими качествами и достаточным опытом в организации международных мероприятий. Частью этой команды подразумевается также молодой театровед и менеджер культуры, исполнительный директор Ассоциации Салтанат Абулгазиева.

 

Именно эта великолепная тройка создает всемирный театральный фестиваль, который традиционно каждый год проводится в Астане. Она же руководит организацией VII Международного театрального фестиваля стран Центральной Азии, который уже во второй раз проходят в маленьком городе Талдыкоргане, недалеко от Алма-Аты. Фестиваль, в целом представляет не только культурное событие, но и является частью политики.

 

Заслуга команды в том, что Казахстан стал театральной платформой Азии, при поддержке Министерства культуры и туризма Казахстана. Большое количество фестивалей способствует ознакомлению с современным Казахстаном, как развивающейся страной, а также развитию туризма и установлению новых международных отношений.

 

Команда фестиваля смогла прорвать границы с Туркменистаном. Уже десятки лет ни один театр из Туркменистана не принимал участие не в одном международном фестивале. Эффективно работающая команда Асанали Ашимова смогла сделать так, что среди участников появился и Туркменистан. Один из организаторов фестиваля Асхат Маемиров сказал на одной из официальных встреч: «Фестиваль помимо праздника, является местом встречи друзей, пространством передачи опыта и залогом создания новых совместных проектов. Казахстан же гостеприимная страна». Невозможно с ним не согласиться, поскольку он всегда превращает данное им слово в реальность. Это факт.

 

Нынешний VII Международный театральный фестиваль стран Центральной Азии особенный, что обусловлено не только оригинальной и разнообразной программой, но и историческим фактом. Нынешний фестиваль проводится в ново построенном театральном здании Талдыкоргана. Фестиваль, посвященный 120-летию выдающегося казахского общественного деятеля Темирбека Жургенова, открылся в новом современном технически обустроенном театральном здании. В фестивале этого года участвуют театральные коллективы Турции, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана.

 

Международный театральный фестиваль стран Центральной Азии конкурсный, у него есть международное жюри. В жюри седьмого фестиваля работают: Асанали Ашимов (председатель жюри), Талгат Теминов (режиссер), Нурлан Абдыкадыров (писатель, режиссер), Анар Эркебай (театровед), Исрафил Исрафилов (театровед), Абдугаппар Абдужафаров (писатель, переводчик) и Лаша Чхартишвили (театровед). Члены жюри представляют разные поколения, страны, мировоззрения, что уравновешивает субъективные интересы какой-нибудь одной группы и приближает к объективности.

 

Помпезная церемония торжественного открытия фестиваля совпала с открытием нового здания драматического театра Талдыкоргана, поэтому торжественный вечер был вдвойне наполнен позитивной энергией. Это значительное культурное и историческое событие совпало с церемонией награждения лауреатов ежегодной молодежной премии «Серфер» (что означает импульс). Лауреатом этой премии вместе с несколькими молодыми звездами казахского театра и кино стала менеджер культуры, и уже заместитель директора Казахского национального театра и исполнительный директор Ассоциации театров Казахстана Салтанат Абулгазиева.

 

Новая сцена Талдыкорганского драматического театра открылась спектаклем известного казахского режиссера, основателя и художественного руководителя молодежного театра Астаны Нурканата Жакыпбая «Айман Шолпан» (по мотивам музыкальной пьесы казахского классика Мухтара Ауэзова). Ввиду этого факта, спектакль непременно останется в истории Талдыкорганского театра, и навсегда запомнится коллективу, но, увы, не останется в истории казахского театра, как лучшее сценическое произведение. Равно как и в творчестве замечательного режиссера Нурканата Жакыпбая он не займет особого места.

 

Новый спектакль «Айман Шолпан» стал неожиданностью от мастера, так как режиссер применил в этом спектакле те же приемы, что и в его же спектакле «Укрощение строптивой», поставленном несколько лет назад в Молодежном театре Астаны. Режиссер и в новой постановке повторяет карнавально-балаганную форму спектакля. Спектакль начинается неожиданного врывания в партер парада актеров, который несет функцию пролога, и создает приподнятое настроение. Представление, являющееся музыкальным, насыщено вокальными и хореографическими номерами, массовыми номерами, массовыми сценами, в которых не выделены основные персонажи. В спектакле участвует вся труппа Талдыкорганского театра.

 

Конкурсную программу открыл молодежный театр «Дарига-ай» из Казахстана. Театр представил «Ричарда III» Шекспира, работу молодого режиссера Дины Кунанбай, богатую иллюстративными мизансценами и цитатами из разных спектаклей русских и европейских режиссеров. Часто встречаются знакомые метафоры (символика мечей, кровь в кубках, головы людей, как игровые мячи и т.д.), тривиальные мизансцены.

 

Дина Кунанбай в «Ричарде III» предлагает типичную, трафаретную и традиционную сценическую версию, где важна форма, а не история, трагедии, случившиеся в душе человека. Поэтому, режиссер предлагает актерам только схемы и не ищет глубины, для нее главное - многообразие выразительных способов. Именно поэтому серия убийств решена хореографическими приемами и представляет некий номер, который включен в спектакль.

 

Сложно установить жанр и стилистику спектакля. Несмотря на то, что спектакль должен быть трагедией (так указано в программке), на сцене не происходит ничего трагического (зритель не воспринимает как трагедию происходящее на сцене, напротив, аплодирует «геройствам» Ричарда). Также трудно установить, на чем основывается спектакль Дины Кунанбай - на физическом, условно-гротеском или психологическом театре. Стилистически спектакль эклектичен.

 

Перемешивание жанров и стилистики - одно из характерных черт современного театра, определенная тенденция, но «Ричард III» не дотягивает до этого художественного качества. Режиссер обильно использует уже устаревшие эффекты: снег, дым, музыку – но эти факторы и не меняют, и не создают атмосферу.

 

Еще одна деталь - это сценографическое и пространственное решение. Зритель размещен на сцене, наверно для большей интерактивности и создания камерной атмосферы, но интерактив сдерживает граница между условной сценой и условным партером. Этой границей создается замкнутое пространство и кажется, что происходящее в этом замкнутом пространстве, не переходит за его границы. Трагедия Шекспира происходит где-то там, а не здесь, у нас. Стилизованные костюмы, которые в основном решены в темных цветах, не конкретизируют эпоху, и этим режиссер подчеркивает вечность проблемы. Но, как выясняется, эта проблема в ее спектакле изолирована, находится за пределами. Такова позиция режиссера.

 

Возможно, для казахского театра «Ричард III» Дины Кунанбай представляет новизну (как с точки зрения формы, так и интерпретации), но спектакль представляет использование опыта современного театра. Молодой режиссер хорошо знает театр 20-го века и современный, новейший европейский театр, основывается и использует этот опыт, что безусловно представляет собой положительное явление, но это не должно происходить за счет ограничения ее индивидуальной самобытности, как режиссера-творца.  

 

 На второй день был показан спектакль «Войцек» Георга Бюхнера в постановке Дины Жумарбаевой, который молодой режиссер поставила в независимом частном театре «Театр 28». Это первая сценическая интерпретация «Войцека» в казахском театре. Тот факт, что режиссер, прибегая к европейской классической и современной драматургии, разбивает творческую стену и утверждает на казахской сцене современное театральное мышление, представляет собой значительное явление для преданного традициям казахского театра. Ее же постановки - это шаг в сторону европейской театральной семьи.

 

В 2017 году ведущий актер казахского Национального театра, звезда казахского кино и телевидения, популярный молодой актер Азамат Сатыбалды создал новую театральную компанию. Театр с небольшой историей уже достиг определенных успехов спектаклем «Войцек». Помимо того, что спектакль молодой творческой группы пользуется популярностью и нравится зрителю, он уже завоевал ряд побед в разных номинациях на нескольких фестивалях.

 

Основное достоинство спектакля «Войцек», думаю, это актерский ансамбль, так как смотря спектакль, чувствуешь, что на сцене работает талантливая, трудолюбивая, энергичная молодежь, желающая сказать новое, особенное, оригинальное слово в современном казахском театре. В спектакле в роли Войцека выступает создатель театра Азамат Сатыбалды. У актера есть харизма, которая притягивает, и позитивно располагает к нему даже самого критичного зрителя. У него есть сценическое обаяние, хорошая пластика, исполненный им Войцек простой, реальный человек нашего времени. Актер характерными для него выразительными средствами рисует героя трагической судьбы.

 

В спектакле выделяется исполнительница роли Марии Ажарлым Бакытжанова. Актриса правдива, эмоциональна, хорошо чувствует сцену и зрителя, грамотно контролирует эмоции, держа их на волоске. Показывает бурю, развернувшуюся в глубине души своего персонажа.  Достойное партнерство исполнителям главных ролей оказывают Данияр Базаркулов, Асан Мажит и Нуржан Абубакир.

 

В спектакле «Войцек» вы встретите множество уже виденных ранее театральных эффектов, но этот изобретательский каскад не так часто, или почти никогда не встретишь на казахской сцене. Молодая творческая группа одновременно старается утвердить в казахском театре тот опыт, который прошел и сейчас проходит европейский театр. Желание молодых быть в авангарде современного театрального искусства похвально, и являет собой прогрессивный шаг, который создаст почву для освоения новых театральных форм в современном казахском театре.

 

На фестивале мы посмотрели два спектакля Дины Жумарбаевой, на основании чего можно сказать, что молодой режиссер стремится к освоению современных театральных форм, она владеет большим объемом информации о происходящих в мировом театре процессах, и старается использовать этот опыт в своих спектаклях. Любит стихии (на этот раз, мы видели на сцене актеров, играющих под натуральным проливным дождем), микрофоны, мимодраматические вставки, разные направления и стилистика в ее постановках, хореографические связки между эпизодами, фокусы и театральные эффекты.

 

В погоне за формами часто теряется история и проблема, которая передается только текстом. Режиссеру удается использовать визуальную эмоциональность во влиянии на зрителя, но история, темы и проблемы так и остаются на сцене, и не затрагивают сидящих в партере зрителей. Создается впечатление, что ради поиска режиссером Диной  Жумарбаевой форм и выразительных средств, на второй план уходит боль, волнующая  творческую группу. Я верю, что их боль и радость в будущем станут нашей болью и радостью.

 

Туркменский национальный театр представил сказку Н.Реджепова «Гёроглы и Агаюнус». Тот такт, что туркменский театр учувствует в международном фестивале, говорит о многом. Мы увидели поэтическую и мифическую историю о любви и героизме. В туркменском театре в какой-то степени законсервирован театральный язык. Он сохранил старую театральную форму и мышление, и на этом фоне довольно трудно говорить, где находится и какое место занимает современный туркменский театр в контексте театра мирового. Но одно явно - у них очень красивые актеры, отличающиеся утонченной сценической культурой. Герои спектакля борются за любовь и здесь нет зла, конфликта. Героям спектакля встречаются только препятствия.

 

Я уверен, что туркменские актеры хорошо поют, поэтому не понимаю, почему во время спектакля используется фонограмма исполняемых в спектакле песен.  Ведь театр самое живое искусство, не терпящее фальши. Актеры Туркменского национального театра отличаются особой манерой игры, они почти все время стоят апарте, разговаривая со зрителем, а не со сценическими партнерами, персонажами. Особое впечатление на зрителей произвела красавица актриса Гульайым Аннаменглиева, которая и вправду походила на фею в своем прекраснейшем костюме.

 

Главное достоинство спектакля - национальные исторические костюмы, которые создал Мекан Аннамырадов. Он настоящий мастер, творец, скрупулёзно, детально проработавший каждый костюм, который не повторяется и красоту которого забыть невозможно. Интересные типажи создали актеры: Гульшат Менглиева (няня Агаюнуса) и Чарыяр Аннамырадов (Гёроглы). Для туркменского театрального коллектива участие в международном фестивале в Казахстане явление значительное, вливающее новую кровь и дающее основу для творческого развития.

 

Приятным сюрпризом стал спектакль «Я сотворил тебя» Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури, в постановке Азата Надыргулова по пьесе Туфана Миннулина. Спектакль начинается с хореографической миниатюры (хореограф Ольга Даукаева). Молодая, совершенно здоровая и привлекательная девушка подчеркнуто хорошо танцует, начинается спектакль, и ты понимаешь, что танец - несбыточная мечта героини (Нурсины), она человек с ограниченными возможностями и перемещается в коляске. Актриса Гульмира Исмагилова с самого начала вызывает симпатию зрителей (а не чувство жалости) по отношению к ее персонажу. 

 

Актриса, помимо хороших пластических данных показывает внутреннюю эмоцию, в ее исполнении есть свобода, правдивость, непосредственность, простота – все это достигается за счет профессионализма. По случайности она знакомится с Рахимьяном, который тоже оказывается человеком с ограниченными возможностями, и завязывается узел, возникает интрига, и зритель ждет, как будут развиваться события в спектакле. Исполнитель роли Рахимьяна Фиргат Гарипов - поначалу грубый, неотесанный, неуклюжий и агрессивный молодой человек, похожий на маньяка, пристрастный к алкоголю, его агрессия мотивирована и понятна. Но все меняется после того, как он виртуально влюбляется в Нурсину. 

 

Актер показывает метаморфозу героя – как в нем просыпается душевная нежность, любовь, самопожертвование. Спектакль-мелодрама, грустная история, хотя она и доказывает, что ограниченных возможностей не существует, поскольку главные герои имеют то, чего, возможно нет у других – они нашли и полюбили друг друга. Очень волнительна сцена, когда уже влюбленная героиня Гулмиры Исмагиловой прихорашивается, прежде чем поднять телефонную трубку, готовится к виртуальной встрече с ним, несмотря на то, что Рахимьян не сможет увидеть, как она выглядит. Актриса без лишних эмоций, слов и движений, очень точно выражает душевный мир героини.

 

Режиссер Азат Надыргулов поставил перед актерами сложную задачу, на протяжении почти всего спектакля они являются лишь голосовыми сценическими партнерами (диалоги происходят только по телефону), и постановочная группа отлично справилась с этой задачей. Следует отметить, что сцена максимально разгружена и декорация фактически отсутствует, да она и не нужна, так как это пространство актеры заполняют своей игрой. Тем более, лишние и более того - даже мешающие и неуместные здесь проекции с изображением на фоне сцены, всяческой логики лишена фреска «Сотворение Адами» с Сикстинской капеллы Микеланджело. Ни другие иллюстрации не добавляют спектаклю никаких достоинств, также как и песни из репертуара Андреа Бочелли, поскольку они трафаретны, плакатны и примитивны. 

 

@ Лаша Чхартишвили

театральный критик

В рамках своего визита в Казахстан с целью принять участие в VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий Председатель Комиссии США по сохранению наследия Америки за рубежом Пол Пакер встретился с Министром культуры и спорта Республики Казахстан.

В ходе встречи стороны выразили намерения развивать двухстороннее сотрудничество в области сохранения культурного наследия. По итогам встречи стороны подписали Меморандум о взаимопонимании между Министерством культуры и спорта Республики Казахстан и Комиссии Соединенных Штатов Америки по сохранению наследия Америки за рубежом по охране и сохранению определенных культурных ценностей.

Данный меморандум будет служить основой для сотрудничества в данной отрасли и укрепит культурно-гуманитарное сотрудничество между двумя странами. А также, заключения такого договора позволит продвигать культурные и исторические проекты Казахстана в США и усилит международный авторитет Казахстана как страны межнационального согласия и мира.

Источник: https://www.mks.gov.kz/rus/press-sluzhba/novosti_ministerstva/?cid=0&rid=3888

 

Своим очередным посланием народу Казахстана Президент продемонстрировал глубокое знание ситуации в стране, проблем во всех сферах жизни. Повышение зарплат, создание комфортной среды для проживания, вопросы семьи и молодежи, развитие социальной сферы и модернизация правоохранительной системы – практически все ключевые вопросы жизни казахстанского общества затронул глава государства в своем Послании. Поставленная им в Послании приоритетная задача – рост благосостояния казахстанцев – не может не найти отзыва в людях. Это дает народу надежду на справедливую социальную политику, позволяет оптимистично смотреть в будущее и вносить собственный вклад в укрепление стабильности в республике.

Наибольшую ценность коллектив нашего театра видит в последних словах Послания Нурсултана Абишевича о единстве и согласии народов, живущих в Казахстане. Мы счастливы жить и служить искусству в стране, которая дорожит культурными ценностями народов, населяющих ее, и готовы следовать Плану, поставленному Президентом, с полной ответственностью и пониманием своих задач.

С 29 сентября по 1 октября 2018 года Министерство культуры и спорта Республики Казахстан совместно с Ассоциацией казахстанских театров проводит республиканский практикум деятелей театрального искусства при участии иностранных специалистов. Практикум пройдет на базе Казахского государственного академического драматического театра им. Ауэзова.

Участники практикума познакомятся с новыми направлениями в развитии театрального искусства, повысят свою квалификацию и профессиональный уровня.

 

Пришла трагическая новость:
"Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы выразил соболезнования семье И.Кобзона. Печальная весть пришла из Москвы. На 81-м году ушёл из жизни один из самых популярных и любимых певцов, общественный деятель и большой друг нашей страны Иосиф Кобзон. Его голос навсегда останется в памяти нескольких поколений, как голос песень любви к родине, семье, жизни. Человек большого таланта и духа, не раз спасавший лично заложников в неспокойные годы, он до конца своей жизни оставался верен себе и своим жизненным принципам. 
Его любовь к зрителю, трепетное отношение к своей семье, работоспособность и просто человеческий талант навсегда останутся в нашей памяти как пример высокого служения. 
Последние годы Иосиф Давыдович мужественно боролся с недугом. 
К сожалению, болезнь победила этого сильного человека.

Для меня это очень большая личная потеря. Долгие годы нас связывала человеческая дружба. Иосиф Давыдович очень любил Казахстан, наш народ, нашу столицу, которой посвятил - написал и сам исполнил - песню «Астана». Вечная память о Великом человеке."

Совместный проект с Открытой литературной школой Алматы стал восхитительной возможностью и для Немецкого театра, и для участников ОЛША. Руководство и педагогический состав литературной школы выразили Немецкому театру благодарность и надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и поддержку молодых драматургов Казахстана.

Ридинг пьес начинающих драматургов, который прошел в мае на сцене Немецкого театра, стал выпускным экзаменом для участников литературной школы. По мнению Немецкого, пьеса Рустама Назарова «Как таксист Мухтар страну с колен поднимал» получила самый высокий балл. И актерам, и зрителям не хватило того небольшого отрывка, который был прочитан на ридинге, поэтому было решено продлить удовольствие и прочитать пьесу полностью перед завершением театрального сезона. Это был однозначный потрясающий успех!

Смешно, остроумно, изобретательно! Режиссерский взгляд Алибека Омирбекулы, по мнению самого Рустама Назарова, полностью совпал с авторским представлением, как должны выглядеть герои пьесы:

«Это случилось. Ущипните меня.

Актеры Республиканского немецкого драматического театра (Deutsches Theater Kasachstan) читали мою комедию "Как таксист Мухтар страну с колен поднимал" на сцене Союза писателей. Именно так, как я себе это представлял.

Спасибо всем, кто сделал это возможным. Открытая Литературная Школа Алматы, Елена Вовнова, Дина Махметова, Данияр Батыков, Юлия Кожомина, Юлия Тейфель, Илья Рассахацкий, Бекарыс Боранбаев, Алибек Омирбекулы и потрясающий "Мухтар" Тимур Бонданк. Какие же вы крутые

И огромное спасибо моим друзьям и всем, кто пришел послушать. Я на седьмом небе от счастья и заряжен создавать еще больше новых миров и колоритных персонажей.

Мечты сбываются!»

 

 

 

Завершился гастрольный тур Немецкого театра в Ташкент. На сцене легендарного театра Марка Вайля были показаны лучшие спектакли: «Финальный хор», «Карагоз», «Ревизор», «Три сестры».

Гастроли Республиканского немецкого драматического театра в столицу Узбекистана город Ташкент стали важной и значимой частью проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире», предложенного президентом Республики Казахстан в его статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Эти гастроли приурочены к году Узбекистана в Казахстане, которым объявлен 2018 год.

Четыре волшебных вечера подарили друг другу актеры Немецкого и зрители Ташкента. Актерская игра, искусство перевоплощения на сцене вызвали искренний интерес, полное признание и бурные аплодисменты в зале.

Чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Узбекистане Ерик Мылтыкбаевич Утембаев тоже стал зрителем Немецкого театра и посмотрел ставший знаменитым не только в Казахстане, но и за рубежом, спектакль «Карагоз». Он искренне поблагодарил актеров и режиссера спектакля Наташу Дубс за удовольствие от современного прочтения пьесы Мухтара Ауэзова, жемчужины казахской драматургии, высказал восхищение талантом актеров.

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан опубликовало план
План мероприятий по подготовке и проведению
20-летия столицы Республики Казахстан – города Астаны «Ел жүрегі – Астана»
на специально созданном сайте - http://20astana.kz/

 

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимовa начал празднование своего 100-летия в Алматы. Ведь именно в этом городе образовательное учреждение продолжило работу в годы Великой Отечественной войны, что позволило сберечь искусство российского и казахстанского кино, сообщает корреспондент BNews.kz.

В Алматы приехали почетные российские мэтры кино: ректор ВГИК им. С.А. Герасимова Владимир Малышев и народные артисты РФ Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов, Наталья Аринбасарова. Побеседовать с мастерами своего дела в Доме дружбы собрались преподаватели и студенты КазНАИ им.Т.К. Жургенова.

Экономический форум Global Challenges Summit 2018, который пройдет в Астане 17-19 мая, станет дискуссионной площадкой, на которой рождаются уникальные идеи. Эти идеи помогут определить правильное и актуальное направление развития Казахстана, а также выработать меры для вхождения в 30-ку развитых стран мира.

Мир сегодня меняется стремительно. Ресурсы планеты исчерпываются, а эффекты сверхбыстрого развития технологий могут оказаться непредсказуемыми. Биотехнологии заставляют человечество выработать новые этические нормы, цифровая экономика меняет привычные экономические отношения, а развитие искусственного интеллекта может иметь абсолютно неожиданные последствия . Мировое население перебирается в города — вскоре вся планета станет тотально урбанизированной. Однако ни один город не готов к настолько серьезным переменам. Развитые страны не смогли достигнуть консенсуса по оптимальной стратегии развития мирового сообщества, а развивающимся странам, прежде всего, не хватает ресурсов для движения вперед. Разрыв между ними все больше растет. Global Challenges Summit 2018 ставит перед мировым экспертным сообществом, технологической элитой, представителями городского и государственного управления, визионерами и лидерами крупных корпораций вопросы основных планетарных вызовов: от ресурсной устойчивости и супердолголетия до глобальной безопасности и устройства мегаполисов будущего. Задача конгресса – найти ответы на эти вызовы и выработать соответствующие решения глобального масштаба. Инициируя Global Challenges Summit Республика Казахстан предлагает площадку для международной дискуссии о практиках эффективного управления инновациями и прорывных технологических возможностях в решении глобальных вызовов планеты на наднациональном, национальном и корпоративном уровнях.

 

Немецкий театр стал дважды лауреатом премии «Сахнагер-2018». Награды получили молодая актриса театра Светлана Скобина в номинации «Умит» (Надежда) и художественный руководитель и исполняющий обязанности директора театра Наташа Дубс в номинации «Лучший режиссер».

Вручение премии «Сахнагер-2018» прошло 27 марта в рамках празднования Международного дня театра. Торжество состоялось в Государственном академическом русском театр драмы им. М. Лермонтова. Творческие театральные коллективы со всех регионов Казахстана собрались в Алматы, чтобы вместе отметить профессиональный праздник, представить своих номинантов на премию Сахнагер, которая ежегодно присуждается за творческие достижения в области театрального искусства и принять участие в традиционном капустнике, продемонстрировав свое искусство коллегам.  

Свое восхищение режиссерским талантом Наташи Дубс и выдающимися достижениями выразили представители Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Казахстане. Атташе по культуре и экономике Вероника Гончароф поздравила Наташу с наградой.

Одним из самых ярких выступлений праздничного вечера было выступление Немецкого театра с отрывком из нового спектакля по пьесе Бото Штрауса «Финальный хор». Европейский лоск, элегантность, строгость черно-белой цветовой гаммы; безупречное акапельное многоголосье хоровых партий; звучащая со сцены немецкая речь – труппа немецкого театра продемонстрировала театральному сообществу Казахстана высочайший профессиональный уровень, сорвала заслуженные аплодисменты и крики «Браво!». И мы очень надеемся, что этот спектакль принесет театру новые победы!

 

 

 

Уважаемый Арыстанбек Мұхамедиұлы,

Весь коллектив Немецкого театра сердечно поздравляет Вас с Днем рождения!

Ваша многосторонняя насыщенная деятельность и целеустремленность вызывают восхищение и искреннее уважение.

Можно без преувеличения сказать, что именно Вы в значительной мере формируете будущее нашей страны и морально-нравственный облик нового поколения. Ваш профессионализм, ваша кропотливая работа - залог многонационального единства и самобытности Казахстана.

Здоровья! Успехов во всех начинаниях! Всеобщего уважения и признания! Пусть в творческих коллективах нашей страны всегда будут взаимопонимание и творческий энтузиазм!

Очередное обращение Президента страны Нурсултана Назарбаева к казахстанцам представители творческой интеллигенции ждали с интересом и волнением. Каждый новый год для Казахстана – это новые задачи, решение которых означает еще один шаг к формированию и укреплению сильного и процветающего государства, которое сегодня пользуется заслуженным уважением у всего мира.

Основной повесткой встречи коллектива Республиканского академического немецкого театра, которая прошла 16 января, было обсуждение Послания Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана в 2018 году.

Стратегия «Казахстан-2050», предложенная Президентом и принятая народом как руководство к действию, требует пошагового методичного продвижения. Нельзя решить сразу все задачи, чтобы достичь всех целей – нужен планомерный многоуровневый подход.

Мудрая политика и умелое руководство президента, четко намеченный план действий, который он ежегодно предлагает, позволят каждому сектору укрепить свои позиции. Причем, главным фактором во всех пунктах плана является внедрение новых технологий, цифровизация, использование информационно-технологических решений. Эту задачу диктует стремление видеть свою страну передовым прогрессивным развитым государством, сделать ее удобной и привлекательной для жизни. Именно поэтому президент особо отметил достижения в промышленной индустрии, агро-, транспортном, финансовом секторе, строительстве и ЖКХ.

Все 10 задач, озвученных в Послании, очень важны, потому что тесно взаимосвязаны.

Среди десяти поставленных задач Президент назвал «новое качество человеческого капитала». Чем выше технологии - тем большими знаниями и более высокими человеческими качествами должен обладать человек. Во многом задачу по формированию нового качества человеческого капитала призваны решать мы, люди искусства. Одна из составляющих нашей профессии - человековедение. Мы работаем над воспитанием и формированием лучших человеческих качеств, духовного роста – по большому счету, созданием главного ресурса страны – человеческого капитала.

Наш театр гордится своей многолетней историей. Мы счастливы жить и служить искусству в стране, которая дорожит культурными ценностями народов, населяющих ее; умеет сохранять этнические традиции. В прошедшем – 2017 – году театру присвоено звание академического. Это налагает на всех нас более высокие требования и вместе с тем открывает новые возможности. Коллектив театра открыт всем начинаниям, которые нацелены на воспитание высоких чувств и мыслей, укрепление патриотизма и национального самосознания.

Мы готовы следовать плану, поставленному Президентом, с полной ответственностью и пониманием своих задач.

 

Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы вручил деятелям культуры и искусства государственные награды.

Немецкий театр от всей души поздравляет всех, чей труд, талант, творчество, мастерство и честное служение миру и процветанию Казахстана отмечены правительственными наградами и медалями в канун Дня Независимости.
Желаем вам вдохновения, новых свершений и уверенности в завтрашнем дне!
Этот праздник объединяет всех граждан Казахстана чувством ответственности за судьбу своей страны. И мы верим, что вклад каждого способствует культурному развитию страны, согласию, укреплению дружбы и сотрудничеству.

Как отметил министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы в своей поздравительной речи к участникам собрания, День Независимости Казахстана особый праздник в жизни каждого гражданина страны.

«Благодаря мудрой и дальновидной политике Главы государства за годы независимости наш Казахстан стал успешной страной с конкурентоспособной экономикой, развитой инфраструктурой и огромным интеллектуальным капиталом. Вклад в процветание государства вносит каждый ее гражданин, который своим ежедневным трудом способствует ее дальнейшему развитию. Сегодня у нас есть замечательная возможность поблагодарить деятелей культуры, спорта и рядовых сотрудников нашего ведомства за кропотливый труд на благо нашей Родины», - добавил министр.

За услуги в государственной и общественной деятельности, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны, укрепление дружбы и сотрудничества между народами от имени Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева Арыстанбек Мухамедиулы вручил орден «Парасат»:

Кинорежиссеру Алексею Каменскому

Писателю Есенгали Раушанову

Композитору Секен Турысбекову

Научному сотруднику государственного историко-культурного музея-заповедника «Берел» Зайнолла Самашеву

Ордена «Достык» ІІ степени удостоенроссийский виолончелист Сергей Ролдугин,

главный дирижер театра «Ла Скала» Мета Зубин

Ордена «Құрмет» удостоены:

Руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Берик Абдыгалиулы

Директор РГКП «Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан» Нурболат Ахметжанов

Мастер РГКП «Государственная организация Казахконцерт» Кайролла Абишев

Ведущий оперный солист НАО «Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» Сундет Байгожин,

Профессор РГУ «Казахский национальный университет искусств» Чинар Берсигуров,

Директор РГКП «Государственный историко-культурный заповедник-музей «Памятники древнегоТараза» Рустам Бикенев

Солист балета ТОО «Театр» Астана Балет» Фархад Буриев

Директор издательского дома «Сардар» Адиль Койтанов

Директор РГКП «Центр национальных конных видов спорта» Муратбек Кипшакбаев

Продюсер Байгали Серкебаев.

Также ряд деятелей культуры, спорта и развития языков награждены медалью «Еренеңбегіүшін», почетными грамотами Республики Казахстан и почетными званиями «Қазақстанныңеңбексіңіргенқайраткері».Среди награждаемых были известные в стране и зарубежом ученые, артисты и спортсмены и наши соотечественники: главный дирижер театра «Ла Скала» Мета Зубин, виолончелист Сергей Ролдугин, оперный певец Доминго Пласидо, директор музыкальной премии «Муз ТВ» АрманДавлетяров, продюсер Байгали Серкебаев.

Два заслуженных коллектива – Қазахконцерт и Республиканский академический немецкий театр поздравили соотечественников с Днем Независимости, исполнив песню «Атамекен» у Европарламента в Брюсселе (Бельгия), передает корреспондент МИА «Казинформ».

Отметим, казахстанские актеры совершили большой концертный тур «Театр Великой Степи» по европейским странам. Это еще один международный культурный проект программы «Рухани жаңғыру», реализуемый Министерством культуры и спорта РК. Актеры выступили в Германии, Франции, Австрии, Бельгии и России. Большое гастрольное турне по пяти европейским странам продлилось две недели. Постановки театра «Astana Musical» и Республиканского академического немецкого театра проходили в культурных центрах Европы - Берлине, Париже, Вене, Брюсселе и Москве.

Театр «Astana Musical», созданный два года назад при ГКО «Қазақконцерт», представил этно-фольклорный мюзикл «Кыз Жибек» в духе степного театра, а также произведения народных композиторов, ставшие духовными ценностями Великой Степи. Труппа Немецкого театра представила на суд европейского зрителя совершенно новую, инновационную версию бессмертного классического произведения Мухтара Ауэзова «Карагоз» на немецком языке.