Республиканский немецкий драматический театр (РНДТ) возник как необходимая форма связи между немцами в той социальной среде, в которой они оказались. Это было актуально, современно. Он выполнял духовно-культурную и социальную функции.

История театра

История Немецких театров советского периода берет свое начало с 1929 года, когда было принято решение Правительства Республики Немцев Поволжья об открытии Государственного Немецкого национального театра в городе Энгельсе. В последующие годы было открыто 5 Немецких театров.

Летом 1941 года были закрыты Немецкие театры в Автономной Республике Немцев Поволжья: городах Энгельс, Марксштадт и Бальцер, а также Немецкий театр Одессы. Немецкий театр Днепропетровска был ликвидирован еще в 1936 году. И вот, спустя 39 лет после ликвидации Немецких театров, в Казахстане поднял свой занавес новый Немецкий театр, ставший и остающийся до сих пор для подавляющего большинства граждан немецкой национальности бывшего СССР символом возрождения национальной культуры и искусства.

Немецкий драматический театр открыл свой первый театральный сезон спектаклем «Первые» по пьесе Александра Раймгена 26 декабря 1980 года в г. Темиртау.

Молодые и талантливые актеры, выпускники первой немецкой национальной студии актерского факультета Московского театрального училища имени Михаила Семеновича Щепкина составили первую труппу театра.

В состав труппы в 1980 – 1990 годы входило 52 немецкоговорящих актера. За этот период было поставлено около 40 спектаклей по произведениям великих классиков, а также по пьесам российских немцев.

В 1989 году театр переезжает в Алма-Ату.

В эти годы в стране начинается массовая миграция немцев на историческую Родину. Увольняется из театра основная часть труппы. В 1993 году в Германию уезжает последний актер, из всего состава в театре осталась лишь актриса Лидия Ганн, которая работает в театре по сей день.

К 1994 году в театре создается критическая ситуация, в основе которой лежит «эмиграционное настроение» в стране. С момента открытия границ в Германию выехало около миллиона немцев, что повлекло за собой и смену зрительской аудитории. Она перестала быть подлинно национальной, но стала мультинациональной.

В 1991 году при помощи правительства Германии была открыта Немецкая Театральная Академия (НТА) на базе Казахского государственного института театра и кино им. Т. Жургенова.

В 1994 НТА выпустила две актёрские группы, которые новым потоком влились в состав Немецкого театра. Это были молодые люди, уже жившие в другом государстве, в других культурных и социальных условиях. Театр вдохнул глоток нового, современного воздуха.

С приходом молодых актеров Немецкий театр Алматы не переставал удивлять европейскую и местную публику своим творчеством, став своеобразным «окном в Европу». За этот период театр создал сеть контактов с европейским театральным сообществом, было налажено сотрудничество с большим количеством европейских режиссёров, актёров, хореографов, сценографов, которые имели возможность познакомиться с Казахстаном, а также осуществить свои постановки на сцене Немецкого театра.

РНДТ как «театральный организм» претерпевает изменения. Он выходит за пределы функции проводника немецкой культуры и расширяет собственные художественные и социальные границы.

С обновлением творческого состава складывалась и новая направленность деятельности театра. Дипломная работа выпускников второго набора НТА «Поле чудес» (И. Лаузунд) открывает этот театр миру. Успех выпускного спектакля НТА в гастрольной поездке по Германии в 1998 году имел неожиданное для театра продолжение. Он был приглашен для участия в международных театральных фестивалях в Мюнхене, Гановере, Бенсхайме, Берне, Берлине, Амстердаме, Базеле, а также в гастрольный тур по 60 городам Европы.

После этих гастролей РНДТ становится знаменитым на всю Европу и получает европейское название DTA (Deutsches Theater Almaty).

Известный как единственный в Казахстане не просто немецкий, но и экспериментальный театр, DTA стал «мостом между Востоком и Западом, между Казахстаном и Германией», свободной площадкой для совместных проектов с режиссерами Европы, России и Азии, живым местом для дискуссий и эксперимента.

В 2008 году лет немецкий театр остался без собственной сцены, и в течение 12 лет актеры работали на разных сценах города.

Несмотря на трудности, связанные с условиями аренды, театр продолжал активную деятельность, принимая участие в международных фестивалях и гастролях, сотрудничая с Гете-Институтом, Посольством ФРГ в Нур-Султане и Генеральным консульством Германии в Алматы, с Общественным фондом «Казахстанское объединение немцев „Возрождение”».

Благодаря поддержке Министерства культуры и спорта, Немецкий театр в декабре 2017 года принял участие в беспрецедентной акции, имиджевом проекте «Зов Великой степи» в рамках масштабного культурного проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Гастрольный тур прошел по крупнейшим культурным центрам Европы: Берлин (Германия), Париж (Франция), Вена (Австрия), Брюссель (Бельгия), Москва (Россия).

Осенью 2018 года театр вновь обрел собственную сцену в Алматы по адресу: Папанина, 70/1. Сейчас в театре работают актеры 6-и выпусков немецкой группы Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова.

Немецкий театр с каждым годом расширяет свои границы, привлекая к сотрудничеству партнеров из ближнего и дальнего зарубежья, ищет разные формы взаимодействия и диалога со зрителями; стремится стать площадкой для совместных проектов с молодежными коллективами, с представителями общественных немецких организаций, Акиматом Алматы: занимается благотворительностью.